- Ренессанс
- (франц. renaissance; итал. rinascimento — возрождение), введ. Якобом Буркхардтом назв. периода в развитии культуры, особенно искусства, в Италии и других европ. странах 15–16 вв. С 13 в. происходит усиление городской буржуазии за счет резкого подъема торговли и ремесла. Вместе с изменениями в экономике произошел разрыв со Ср.-век. теологией и философией, подчеркивалось земное отношение к природе и отдельной личности и открытие заново античной культуры в ренессансном гуманизме. Достижение нового идеала всесторонне развитого и деятельного человека (uomo universale), воплощение которого видели в античности, становится целью устремлений государств, деятелей, художников и ученых. Крупные заказы, дававшиеся художникам городами, дворами вельмож (например, Медичи во Флоренции) и папами, в частности Пием II (Эней Сильвий). Юлием II и Львом X, способствовали развитию ренессансного искусства. Искусству Р. предшествовало Возрождение 13–14 вв. (Никколо Пизано); его становление относится приблизительно к 1400 (ранний Р.), ок. 1500 достигает расцвета (высокий Р.), а после 1530 (поздний Р.) приходит к маньеризму. Влияние античного искусства проявилось в произведениях Р. с различной силой в зависимости от времени и места их создания и автора. Художеств, и идейное богатство Р. достигло Сев. Европы ок. 1500 и соперничало с тенденциями поздней готики, а впоследствии барокко. Осн. архитектурными формами в искусстве Р. являлись в соответствии с запросами феодалов и церкви храм и дворец (Альберти, Браманте, Микеланджело, Палладио). На ренессансное членение фасада с использованием коринфских полуколонн и пилястр оказало влияние изучение изданного Фра Джокондо в 1511 и многократно переводившегося и комментировавшегося труда Витрувия. Развалины античных зданий измерялись, зарисовывались и начинали реставрироваться; но ним изучали детали техники строительства стен и сводов. Мн. существ, элементы архитектуры Р. имеют античное происхождение: ряды колонн с архитравом или полукруглыми арками, цилиндрич. своды и построенные Микеланджело купольные сооружения. В пластике ренессансные формы впервые обнаруживаются в рельефах вторых бронзовых ворот флорентийского баптистерия (Брунеллески, Гиберти). Образцом для мн. более поздних рельефов были рим. саркофаги. Статуи (например, «Давид» Донателло) и конные памятники («Гаттамелата» Донателло, «Коллеони» Верроккьо), будучи модификациями античных прототипов, отличаются тем не менее большой самостоятельностью. Живопись (в технике фрески и масла) наряду с религиозными охотно осваивала и античные сюжеты (мифологич. и историч., например произведения Рафаэля). Введ. Брунеллески и Мазаччо ок. 1420 центральная перспектива реалистически упорядочивает соотношения размеров и пропорции человеч. фигур, зданий и ландшафта. Находки рим. стенной живописи (гротеск) вызвали многочисл. подражания и стилизации. Находки античных скульптур («Аполлон Бельведерский» до 1500, «Лаокоон» 1506, «Идолино» 1530) укрепили убеждение в парадигматичности античного искусства. Князья и папы, в частности Лоренцо Великолепный, Юлий И, Лев X, коллекционировали произведения античного искусства, прежде всего монеты и геммы. Изучение гемм явилось толчком к новому расцвету глиптики. Античные мотивы использовались и в других видах прикладного искусства. Для рецепции античности в эпоху Р. характерна активная роль античной культуры в жизни, искусстве и науке, выражавшаяся не в подражании, а в новаторском творчестве. Т. о., античность была явлением не только ренессансного образования, но и всей жизни периода Р. Слово «возрождение», применяемое к Р., в более широком смысле употребляется для обозначения некоторых периодов развития культуры различных обществ, структур, в которых наблюдается влияние античных форм (каролингское Возрождение, Возрождение Штауфенов, македонское Возрождение в византийском искусстве).
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.